Главная » Статьи » Мои статьи

Проектирование ценностно- смыслового развивающего образовательного пространства при обучении математике в условиях ФГОС

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

Образование рассматривается  как институт и механизм производства и воспроизводства культурных форм (фактов),  конституирующих образовательную среду. Сложившиеся к настоящему времени  особенности проектирования  образования не дают возможности однозначно оценить перспективную эффективность создаваемых проектов  реформирования  образования. Проектирование образовательного пространства современной  школы  на основе ФГОС должно быть направлено на достижение следующих целей:

Ø развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Ø воспитание и  развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

Ø  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Ø обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области

Основными моментами проектированного процесса являются:

·        Зарождение замысла;

·        Разработка проекта, выражающего его замысла;

·        Реализация проекта.

         Основные функции проекта связаны с организацией  и  выбором изготовления  лучшего продукта, после которого у человека возникает возможность удовлетворить какую- либо из своих собственных потребностей или потребностей другого человека с учетом  складывающихся обстоятельств и условий.

       Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность специалиста.

      В соответствии с ФГОС,  программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей. В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности». Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание, и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • 1) в направлении личностного развития:
  • • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • 2) в метапредметном направлении:
  • • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • 3) в предметном направлении:
  • • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

     Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды так ,чтобы каждый компонент предметной развивающей  среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога.

В условиях перехода школы на новые стандарты  большая роль в организации учебного процесса отводится учителю. Учитель должен быть и преподавателем, и воспитателем, и тьютором, и исследователем, легко владеть методикой преподавания своего предмета, знать и применять передовые педагогические технологии, уметь отбирать оптимальные методы и способы обучения. Перед учителем стоит задача - усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

    Уроки строятся по совершенно иной схеме, при этом упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также самих детей. Ученик становится живым участником образовательного процесса.

В чем отличие вступающих в силу стандартов отныне действующих?

Содержание математического образования

 

ГОС

ФГОС

Устанавливает

обязательный минимум содержания

(обобщенное содержание)

основных образовательных программ общего образования

Определяет

инвариантную (обязательную) часть содержания основной образовательной программы,  соотношение обязательной её части и части, формируемой участниками образовательного процесса

 

                                                                Структура  содержания

 

ГОС

ФГОС

ОТЛИЧИЯ

Содержательные компоненты:

Содержательные разделы:

 

Дополнительные методологические разделы:

Ø арифметика

Ø  алгебра

Ø  геометрия

Ø  элементы логики, комбинаторики, статистики

и теории вероятностей

 

  • арифметика
  • алгебра
  • функции
  • вероятность и статистика
  • геометрия

 

  • логика и           множества
  • математика

в историческом                    развитии

 

     Современное информационное общество требует от подрастающего поколения умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, владеть компьютерной техникой, быть грамотным пользователем ПК, уметь находить, выбирать, сохранять и передавать информацию. Главным сегодня являются не столько знания, сколько умения их добывать самостоятельно. Подготовка учителя к урокам стала более сложной, поменялись и сами уроки.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

• ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

     Приоритетна развивающая функция обучения, как активно-деятельностный способ обучения, рассматривается в трудах Л.С. Выготского, в экспериментальных работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др, которая обеспечивает становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.   

       Интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

      Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

      Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так :Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какое из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними.

Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

 

 

Фрагмент урока по теме «Теорема Виета»

 

          По данной таблице сделать выводы о взаимосвязи коэффициентов квадратного уравнения и суммы и произведения корней соответствующего уравнения.

На этом этапе уроке можно проследить следующие метапредметные умения:

1.     Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

2.     Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

3.     Умение организовывать учебное сотрудничество си совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и роли участников;

4.     Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5.     Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

       В связи с этим, на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами, рисунками,  опорными таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

        Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Работа,направленная на достижение таких результатов , и есть организация ценностно-смыслового образовательного пространства.

 

     Ребенок должен пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; работать в различных группах; развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивать системное мышление.

         Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ,ученик должен стать субъектом учебной деятельности.

    Важнейшая  задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий» -УУД, обеспечивающих умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков -успешно реализуется в процессе обучения математике.

   В связи с этим основная цель, которая стоит перед нами, учителями математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо создавать ценностно-смысловую образовательную среду на основе системно- деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких, как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

      Принцип обучения можно сформулировать следующим образом: «Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)».

 А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.»   Д. А. Медведев.

       Создание образовательного пространства школы нового поколения - важная задача современной педагогики, обусловленная кардинальными изменениями, стремительно происходящими во всех областях жизни, формирующими как внешнее физическое пространство современного человека, так и его внутренний, психологический мир. Происходит переход от традиционного типа экономики к экономике знаний. Этот факт заставляет искать новые технологические подходы, способные помочь создать условия для приобретения подрастающим человеком, входящим в социум, качеств, определяющих его будущее.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Арминочка (13.11.2015)
Просмотров: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: