В викторине участвуют команды по 5 человек от каждой группы. Команды сидят за отдельными столиками.


Цели:


1. Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.


2. Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.


3. Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.


Ведущий: 

Сегодня у нас с вами математический вечер – викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Викторина будет состоять из трех туров:


1 тур – конкурс капитанов «Веселые вопросы»

2 тур – занимательные задачи. 

3 тур –математическая эстафета


1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”


За верный ответ-1 балл.


Вопросы:


1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? 


Ответ: 50.


2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? 


Ответ: 5 минут.


3. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?


Ответ: Они подошли к разным берегам.


4. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?


Ответ: 30 км.


5. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?


Ответ: через 1 час.


6. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?


Ответ: дед-отец-сын.


7. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?


Ответ: 8 детей.


8. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?


Ответ: 11.


9. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?


Ответ: 1 час.


10. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?


Ответ: Столько, сколько капитану.


Разминка

 


  1. Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

  2. Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

  3. Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

  4. Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

  5. Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

  6. Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

  7. У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

  8. У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

  9. Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

  10. На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

  11. Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

  12. Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).



2 тур – «Занимательные задачи» 


Задание 1: Математика в стихах.


1. 1 балл –


Два сына и два отца 

Съели по два яйца.

По сколько яиц съел каждый?


(по одному)


2. 2 балла –


О какой фигуре идет речь?

Мне служит головой вершина.

А то , что вы считаете ногами,

Все называют сторонами.


(угол)


3. 3 балла –


О какой фигуре идет речь?

Я – невидимка! В этом суть моя.

Хотя меня нельзя измерить,

настолько я ничтожна и мала.


(точка)


4. 4 балла –


Двое пошли – 3 гвоздя нашли.

Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?


(скорее всего ничего не найдут)


5. 5 баллов –


Мельница 12 мер овса

Размелет в полтора часа.

Теперь скажи : в какой же срок

16 мер исполнить ей урок?


(2 часа)


Задание 4: Мысли логически.


1. 1 балл – Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?


(Владимир Николаевич)


2. 2 балла – Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца?


(нет, так как будет ночь)


3. 3 балла – Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. 

По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?


(7 дней)


4. 4 балла – Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему?


(он был лысым)


5. 5 баллов – Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница ?


(Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.)


4. 4 балла – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?


(На 19 день)


Задание 6: Логогрифы

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.


За верный ответ-1 балл.


1. Арифметический я знак,

В задачнике найдешь меня

Во многих строчках,

Лишь “О” ты вставишь, 

Зная как и я – географическая точка. (Плюс-полюс).


2. Я – цифра меньше 10,

Меня тебе легко найти.

Но если букве “Я” 

Прикажешь рядом встать:

Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).


3. Я – пространственное тело,

И не сложен я с натуры,

Если ж вставить “Л” умело,

Стану домом я культуры. (Куб – клуб).


4. Я – высокая скала,

Если в слове буква “А”,

Если “А” на “Б” меняем,

То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).


5. Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки,

А заменишь “У” на “О” – 

Будет круглое число. (Сурок – сорок).


Разминка “Кто самый внимательный”


Участвуют по 1 человеку от каждой команды.


Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово три”

Приз немедленно бери.


Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри.

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых ….. две.


Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом

Смотри на старте не хитри

А жди команду: раз, два,… , марш.


Когда стихи запомнить хочешь.

Их не зубри до поздней ночи.

А про себя их повтори.

Разок, другой. Но лучше…… пять.


Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Ну что ж друзья вы приз не взял и,

Когда была возможность взять?


3 тур – «Математическая эстафета»


Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание- 30 секунд.

За верный ответ-1 балл.
 


  1. Чему равна треть суток? (8 часов)

  2. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)

  3. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)

  4. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)

  5. На какое число невозможно деление? (на 0)

  6. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)

  7. Как называются числа, которые умножают? (множители)

  8. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)

  9. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)

  10. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)

  11. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)

  12. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)

  13. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)

  14. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

  15. Чему равно произведение всех цифр? (0)

  16. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

  17. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)

  18. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)

  19. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)

  20. Наименьшее натуральное число? (1)

  21. Наибольшее натуральное число? (не существует)

  22. Единица скорости на море? (узел)

  23. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

  24. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)

  25. Что ищем, решая уравнение? (корень)

  26. Результат вычитания. (разность)

  27. Результат деления? (частное)

  28. Сколько центнеров в тонне? (10)

  29. Сколько существует цифр? (10)

  30. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)

  31. Наименьшее трехзначное число? (100)

  32. Сколько вершин у куба? (8)

  33. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)

  34. Ограниченная часть прямой? (отрезок)

  35. Результат деления? (Частное)

  36. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)

  37. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)



Ведущий. 


Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре отличился? 


Слово жюри. Награждение победителей.

1. Разминка (Кто быстрее ответит - получает 1 балл.)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назовите шестой месяц года. (Июнь.)

- Сколько всего времен года? (4)

- Сколько месяцев во времени года? (3)

- Какой по счету среди зимних месяцев январь? (2)

- Каков порядковый номер месяца года, заканчивающегося на «Й»? (5, май.)

- Предпоследняя буква второго месяца зимы. (р)

- Название первого месяца осени. (Сентябрь.)

- Кого по осени считают? (Цыплят.)

- Назовите четвертую с начала букву русского алфавита. (г)

- Какая по счету в алфавите буква «Ю»? (32-я)

- Сколько океанов на Земле? (4)

- Назовите первую букву названия столицы Франции. (П)

- Назовите первую букву названия страны, где столица Токио. (Я)

- Сколько дней в високосном феврале? (29)

- Какая буква четвертая в слове ПОДЪЕЗД? (Ъ)

3 команда

Скажите точную дату, когда начнется XXII век?

Ответ: Некоторые считают, что XXII век начнется 1 января 2100 года. Это неверно, так как 2100 год принадлежит XXI веку, ведь нулевого года в I веке не было. Итак, XXII век начнется 1 января 2101 года.

5. Задачи на смекалку

1 команда:

В классе 36 учеников. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе может быть мальчиков и сколько девочек?

Ответ: Такого не может быть.

2 команда:

У Коли и Мани было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Мане. На сколько больше тетрадей стало у Мани, чем у Коли?

Ответ: на 4.

3 команда:

В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников может быть в каждом из этих классов?

Ответ: Такого не может быть.

7. Конкурс «Отгадай героя из мультфильма»

Сравните две таблицы, найдите логическую связь между ними, прочитайте предложение и скажите, какому очень популярному герою мультфильмов он принадлежит.



Ответ: «Ребята, Давайте жить дружно!» Кот Леопольд.